95 лет назад впервые прозвучала "Rhapsody In Blue"!
Дорогие друзья! 12 февраля 1924 года в нью-йоркском зале "Aeolian Hall" состоялось историческая премьера "Rhapsody In Blue" Джорджа Гершвина в рамках концерта под названием "An Experiment in Modern Music". "Rhapsody In Blue" была исполнена оркестром "Palais Royal Orchestra" под управлением Пола Уайтмена и самим автором за фортепиано!
На премьере присутствовали прославленные музыканты того времени, в числе которых были Джон Филипп Суза и Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский, Яша Хейфец, Ефрем Цимбалист и Леопольд Стоковский. Гершвин решил оставить за собой свободу выбора некоторых эпизодов и не записал одну из страниц для фортепианного соло, отметив словами "ждать кивком". Гершвин действительно импровизировал какую-то часть и досочинял фортепианную партию, которую теперь знают все, уже после премьеры. Сейчас действительно неизвестно, как именно звучала рапсодия в её первом оригинальном исполнении.
Рассказывают, что известное кларнетовое глиссандо в начале рапсодии появилась на свет прямо во время репетиции, когда Гершвин попросил виртуозного кларнетиста Гормана сыграть глиссандо, добавив не только юмористический оттенок происходящему, но и столько «стенаний», сколько можно.
К концу 1927 года Гершвин с оркестром Уайтмена исполнили "Rhapsody In Blue" восемьдесят четыре раза, а записав её, продали миллион копий.
Рапсодия получила смешанные отзывы от ведущих критиков.
Олин Даунс из "The New York Times":
"Произведение исключительно талантливое, у молодого композитора цели, которые выходят далеко за рамки жанров. Он борется с формой, в которой он далеко не мастер... при всем том, аудитория взорвалась бурными аплодисментами".
Другой рецензент, Лоуренс Гилман, специалист по Рихарду Вагнеру, комментируя "Rhapsody" в "Нью-Йорк трибюн" 13 февраля 1924 года, сказал:
"Слабые и банальные мелодии получают скучное гармоническое развитие под прикрытием суетливого и бесполезного контрапункта! Всё настолько несвежее и такое невыразительное!"
Однако приём "Rhapsody In Blue" у публики был буквально беспримерен. И солист, и оркестр, и дирижер вызывались на бесконечные овации. Наиболее прозорливые и тонкие ценители уже тогда понимали, что "Рапсодия в голубых тонах" синтезирует в себе самые характерные черты наступающей новой музыкальной эпохи.
С уваЖЕНИем, Гимер.
#RhapsodyInBlue #GeorgeGershwin #JazzCalendar #ZheniaGimer #12FebruaryJazz